ЛОГОПЕД И Я

Артикуляционная Гимнастика

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ следует выполнять ежедневно по 5-10 минут (3-4 упражнения, можно в несколько приемов). Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша.

Статические упражнения для языка

ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе:

ЧАШЕЧКА

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

ИГОЛОЧКА

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

ГОРКА, КИСКА СЕРДИТСЯ

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

ТРУБОЧКА

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

ГРИБОК

Рот открыт. Язык присосать к небу.

Упражнения для губ

УЛЫБКА

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

ЗАБОРЧИК

Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

ТРУБОЧКА

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

ХОБОТОК

Вытягивание сомкнутых губ вперед.

БУБЛИК, РУПОР

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

ЗАБОРЧИК - БУБЛИК; УЛЫБКА - ХОБОТОК

Чередование положений губ.

Динамические упражнения для языка

ЧАСИКИ

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

ЗМЕЙКА

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.

ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

ЛОШАДКА

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.

ГАРМОШКА

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

МАЛЯР

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

ШМЕЛЬ

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос (слышится зж-зж).

БАРАБАНЩИКИ

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося "д-д-д-д".

ИНДЮК

Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: "бл-бл" (как индюк болбочет).+

ФОКУС

Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык "чашечкой" высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.