Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:
Пернатых, много, зимовать, нас, у, остается; трудно, зимой, пищу, добывать, им; кормушки, делайте, птиц, для, они, отблагодарят, летом, нас, уничтожат, насекомых, пернатые, вредных.
Верблюды, в, живут, пустыне; они, кактусы, колючки, едят; верблюды, сердятся, часто; бывает, это, им, когда, жарко. Родственником, бурундук, белка, является; щеками, за, него, у, есть, мешки; он, в, живет, северных, лесах, бурундук, есть, орешки, любит.
У, сороки, гнездо, скрытое, хорошо, часто, сороки, в, густой, спрятано, кустарника; подойти, к, трудно, ее, гнезду; сороки, у, зрение, острый, слух, хороший.
Дождь.
На землю упали первые тяжелые капли.
Огромная черная туча накрыла всю землю.
Вспыхнула молния, ударил гром.
Капля за каплей, и зашумел ливень.
Как заяц зимой живет.
Наступила холодная зима.
А у зайчика нет ни норы, ни гнезда.
Все животные от холода попрятались.
Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.
Тигр
Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр
выходит ночью то оленя схватит, то кабана.
Утро
Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый
листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.
В неволе
Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.
- Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.
- Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.
Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?
Вопросы к тексту:
Рис. - Зайчик
Рис. - Домашние животные.
Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят ...
... дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.
На поляне росла прекрасная молодая березка. Каждый раз, когда шли из леса люди, приседали возле нее на отдых. Уютно было в тени ее ветвей.
Собрались в один осенний день ребята в лес по грибы. Насобирали полные корзины грибов и идут счастливые домой. Дошли они до березки, сели отдохнуть, развели костер. Отдохнули под ее ветвями, погрелись у костра. Погасили его и побежали домой.
Прошла снежная зима. Наступила весна. Собрались дети со своей учительницей в весенний лес. Хорошо в лесу, зелено вокруг, птички щебечут. Вышли дети из леса, скорее побежали к березке. Но что это? Березка стояла черная, голая, не было на ней ни листочка. Стыдно стало ребятам, опустили они головы, но березку ничто не могло спасти.
Гнездо
В один майский день пошли ученики с Анной Петровной в лес. Как хорошо в лесу! Все вокруг зелено, зацвели колокольчики, ландыши, слышать спи птиц.
Решили дети спуститься с учительницей в овраг, к ручью. Все бегом побежали вниз. Только Ваня замешкался. То к одному цветочку наклонится, то к другому. Идет себе, не спешит, все разглядывает.
Наклонился мальчик чтобы рассмотреть красивый цветок, и видит - под кустом гнездо какой-то птицы. А в гнезде - яички.
Осторожно отошел от гнезда мальчик. Он знал: нельзя трогать гнезда птиц ведь птица может не вернуться к гнезду. Отошел назад Ваня и торопливо побежал догонять одноклассников.
Белочка - маленький лесной зверек. У нее пушистая рыжая шубка и большой красивый хвост. Белочка имеет крепкие зубы - ими она может разгрызать орехи. На лапках у нее длинные когти, которые позволяют ей быстро добираться на самую верхушку дерева.
Оборудование: каждый игрок получает конверт. В нем карточки с отдельными словами.
Ход игры: Участники одновременно открывают конверты и со слов-карточек (они смешанные) составляют предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Кто первым правильно составит рассказ, получает 10 баллов, второй - 9 и так далее.
Материал для игры.
Ход игры. Учитель предлагает детям начать какую-то историю. Два игрока по очереди пытаются ее продолжить, по предложению каждый, чтобы получился единый рассказ.
Помимо языковых шуток и интересных упражнений, целесообразно использовать на уроках скороговорки. Записывая их во время каллиграфических минуток, учащиеся не только повторяют определенные элементы письма, но и совершенствуют свою речь. Можно предлагать скороговорки и для изучения дома.
Укусила кошку мушка
И болят у кошки ушки.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Выбежал Гришка на дорожку,
На дорожке сидит кошка.
Взял с дорожки Гришка кошку -
Пусть поймает кошка мышку.
Филипп посеял просо,
Просо созрело,
Птицы прилетели,
Просо поели.