ЛОГОПЕД И Я

Лексика

Логопедическая работа по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи

Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики.

Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.

Игры с перебрасыванием мяча для развития глагольной лексики

  1. “Что происходит в природе”

    Человек легко находит,
    Что в природе происходит.
    Солнце (что делает?) – светит, греет.
    Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
    Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

  2. Игра с мячом “Кто как передвигается?”

    Кто летает, кто плывёт,
    Кто ползёт, а кто идёт.
    Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
    Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
    Ползают – змеи, гусеницы, черви.
    Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

  3. Игра с мячом “Что делают эти животные?”

    Что животные умеют –
    Птицы, рыбы, кошки, змеи?
    Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
    Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

  4. Игра “Кто чем занимается?”

    Никогда мы не забудем,
    Что умеют делать люди.
    Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …

  5. Игра “Кто может совершать эти движения?”

    Кто и что – летит, бежит,
    Ходит, плавает, лежит?
    Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
    Бежит – человек, животное, ручей, время …
    Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

  6. Игра “Утро, день, вечер, ночь”

    Утро, вечер, день и ночь
    Навсегда уходят прочь.
    Провожать их не спеши,
    Что ты делал, расскажи.
    Что ты делал утром?
    Что ты делал вечером?

  7. Игра “Подскажи словечко”

    Есть всего один ответ.
    Кто – то знает, кто – то - нет.
    Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)
    Сова летает, а кролик …? (прыгает)
    Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)
    Корова ест сено, а лиса …? …

Сказка “О торопливой белочке и терпеливой курочке”

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз ,примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.

Правильно говорят люди: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

Вопросы и задания

  1. Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?
  2. Уточните с ребенком значения глаголов:
    • Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
    • Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
    • Что можно вырезать? (Картину, узор.)
    • Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
    • Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
    • Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
    • Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
    • Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)
    • Что можно примерить? (Платье, пальто.)
    • Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)
    • Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”,)
  3. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.