ЛОГОПЕД И Я

Звукопроизношение

Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыка чтения и письма

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя. На самом деле одной из причин возникновения этих проблем является нарушение устной речи ребёнка. Такое нарушение может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения (отсутствие или замена звуков речи), в нарушении фонематической стороны речи (неумение различать звуки на слух, выделять их из слова, определять последовательность и количество звуков в слове).

В период дошкольного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с нарушением устной речи испытывает трудности в обучении и не может овладеть письмом и чтением в норме в течение многих лет. Так, например, нарушения фонематической стороны речи приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения (от 3 до 4 лет): читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются пропуски букв, слогов, перестановки, замены («снки» – санки, «кичат» –кричат, «довр» – двор, «деди» - дети, «шиски» - шишки, «вазилёк» - василёк). Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов не позволяет ребёнку овладеть многими грамматическими правилами. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов. Кроме того, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Вывод: нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения и письма, которое проявляется в стойких специфических ошибках, во-вторых, к снижению учебной мотивации, из-за того, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения и письма.

Для того чтобы помочь детям с нарушениями устной и письменной речи необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь, поскольку исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а специфические ошибки письма и чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами.

На коррекционных занятиях используются специальные упражнения и игровые приемы, таким образом, чтобы развивать все речевые и неречевые компоненты, а также вызывать положительные эмоции к процессу обучения. Так, например, упражнение «Паутинка» одновременно развивает навыки деления слов на слоги, закрепляет навык чтения слогов и слов, совершенствует оптико-пространственные представления детей, т.к при чтении слогов необходимо движение глаз вверх, вниз, вправо, влево.

При работе над согласованием имени существительного с именем прилагательным используется упражнение « Дописывание окончаний» в словосочетаниях, предложениях и текстах. Такое задание развивает не только умение согласовывать слова между собой, но и развивает фантазию, творческое воображение. Артикуляционная гимнастика рассказывается в виде весёлой сказки, чтобы привлечь внимание ребенка к упражнениям для языка. Для закрепления звукопроизношения используются игры с мячом, так как отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

Таким образом, все коррекционные упражнения и игровые приёмы имеют определённые цели и применяются в зависимости от речевого нарушения и этапа работы.

Уважаемые родители, обращайте внимание на то, как формируется произношение звуков и обогащение словаря у вашего ребёнка. Помните, сформированная устная - залог успеха в учебной деятельности.