ЛОГОПЕД И Я

Из опыта работы использования дидактического синквейна как инструмента развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…
Учитель-дефектолог МАОУ СОШ №1 г. Салехард
К. Д. Ушинский

Современное общество предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Речь — это вершина познавательных процессов и важнейшее средство общения, а непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. По данным мировой статистики, число детей с различными отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт.

В процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей, поступающих в школу находится не на должном уровне: бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии. Грамматический строй речи развивается с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, правила изменения слов многообразны. Нарушения формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи.

Успешное овладение навыками усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. Большое количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы, поэтому логопедическая работа занимает важное место в предупреждении и преодолении неуспеваемости учащихся. Следовательно, работая с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать все известные специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи, обеспечивали успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренные образовательной программой.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя логопеда.

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: как ее искать, как наилучшим способом присваивать, как искать в ней собственный смысл, как применять в жизни.

Одним из таких эффективных методов развития лексико-грамматического строя и связной речи ребенка, позволяющих довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма, предложенная в начале 20 века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, опиравшейся на японскую поэзию в своём творчестве. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. В современной педагогике применяется дидактический синквейн являющийся одним из методических приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Актуальность обращения к данной теме продиктована тем, что использование в работе дидактического синквейна с одной стороны: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу), с другой стороны является инструментом реализации коррекционной программы. При грамотном использовании дидактический синквейн может стать средством развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Целью применения дидактического синквейна, как методического приёма, является развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

В чём же его эффективность и значимость? Каковы его характерные особенности? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

При обучении составлению синквейна решаются следующие задачи:

Синквейн прост в построении, что делает его довольно эффективным методом развития речи ребёнка и способствует формированию аналитических способностей, позволяет активизировать весь спектр универсальных учебных действий.

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Преимущество синквейна заключается в том, что его можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми, не нарушая при этом основной структуры занятия.

Схема составления синквейна следующая:

1 строка - одно слово, обычно существительное (Кто? Что?), отражающее главную идею(обычно существительное или местоимение);

2 строка - два слова чаще всего прилагательные или причастия (Какой? Какая? Какое), характеризующих первую строчку, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка (Что делает?) –образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта (Что делает?), описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – одно слово или словосочетание – ассоциация, синоним, резюме, характеризующее суть предмета или объекта повторяет суть темы в 1-ой строчке.

При этом схема составления синквейна считается больше рекомендацией. Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях.

Пример синквейна:
Кто?- Кошка.
Какая? - мягкая, пушистая.
Что делает? - мурлычет, лакомится, играет.
Предложение - Кошка мурлычет и играет в мяч.
Ассоциация - Домашнее животное.

Работу по составлению дидактического синквейна целесообразно начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря, для того чтобы дети могли наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

На начальном этапе можно использовать игры с имеющимся набором слов:«Свойства предметов», лото «Кто? и Что?», «Подбери действие», «Глаголы в картинках».Приложение 1

Упражнения: «Подбери схему к слову». Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно?: спелое,сочное, румяное, вкусное. «Узнай предмет по определению» белое, длинное, чистое, махровое …(полотенце). «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет). «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой). «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и другие. Приложение 4

На этом этапе, свои работы (синквейны) дети оформляют в форме графических рисунков. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Обучение мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок), что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающего отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

Основной этап. Составление синквейнов.

«Синквейны» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, гласным, согласным буквам и звукам, твёрдым и мягким звукам, звонким и глухим согласным и многому другому.

Сначала детям с трудом удается сочинять синквейны, поэтому важна помощь логопеда. Затем, освоив данный метод, дети начинают сами сочинять синквейны на логопедических занятиях.

Вариативность в применении метода синквейн достаточно широка. Это и составление синквейна по предметной картинке (сюжетной), и составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна), а также по прослушанному рассказу, и синквейн – загадка, и анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

  1. ?
  2. Гласные, певучие
  3. Слышим, произносим, выделяем
  4. Сколько в слове гласных столько и слогов
  5. Речь

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. В данной работе целесообразно использование ИКТ, для вывода информации по пройденной теме на экран. Приложение 2

Мягкий знак
Разделительный, смягчающий.
Пишется, не произносится, обозначает.
Буква Р перевернулась -мягким знаком обернулась.
Буква.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Рекомендации по созданию дидактического синквейна:

  1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.
  2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.
  3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить.

Данный метод можно использовать для реализации содержания коррекционной программы, а простота его построения позволяет быстро получить результат.

Следовательно выстраивание работы с детьми по развитию лексико-грамматического строя и связной речи с использованием метода синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности. Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей, словарный запас увеличивается, речь становится богаче, ярче, дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух. Результаты работы видны в синквейнах составленных детьми, они приобретают черты индивидуальности. Приложение 3

Опыт работы с дидактическим синквейном показал, что это не только эффективный инструмент по развитию лексико-грамматического строя и связной речи, но и средство формирования творческих способностей.

Дидактический синквейн легко воспроизводим в педагогической практике, так как не требует особых затрат времени, материально-технических и других ресурсов ни со стороны учителя, ни со стороны ученика. Синквейн как продукт деятельности легко фиксируется и сохраняется, может использоваться как инструмент диагностики индивидуального развития ребенка.

Думаю, что коллеги, которых заинтересует метод дидактического синквейна, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения могут стать «изюминкой» коррекционной работы.