ЛОГОПЕД И Я

Приемы формирования навыков чтения у детей с ОВЗ

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя
В.А. Сухомлинский

Как известно чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Проблема приобщения детей к чтению сегодня стоит, как никогда, остро. Современные дети, если уж не совсем перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, а что же можно сказать о детях с ОВЗ. Недостаточность познавательной сферы – главная особенность интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами.

И как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся специальной (коррекционной) школы медленно и с большим трудом. Нарушение мыслительных операций ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком чтения делая этот процесс сложным и трудоемким.

А ведь воспитание ребенка через интерес к чтению - уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, оно может стать одним из основных способов приобретения информации. Чтение открывает им мир. Слова Сесилии Лупан - «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» проходят красной нитью через моё выступление.

С чего же начинается путь овладения чтением, а начинается он со зрительного опознания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов.

Первый шаг на пути к овладению навыками чтения направлен на запоминание учениками букв, своеобразия их начертаний, конфигурации, на формирование умения быстро различать определенную букву среди других, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих письменное слово. Зачастую дети с ОВЗ именно на этом этапе испытывают значительные трудности. Из-за трудностей многие теряют интерес, желание читать и как следствие возникает негативизм. Задача в том чтобы найти обходные пути для запоминания образа буквы.

Мне хотелось бы показать приемы которые я использую на данном этапе. Это игровой способ запоминания букв с помощью картинок ассоциаций Натальи Пятибратовой, который подходит к любому методу обучения чтению и при котором не надо тратить на заучивание букв много времени.

Работа с этим пособием не только развивает ассоциативное мышление, но и предусматривает опору на основные каналы восприятия особенного ученика: зрение, слух, кинестетические ощущения. Это создаёт связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно. Игры с картинками косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения. Задача – вызвать и закрепить у ученика ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим.

Для каждой картинки есть своё, легко запоминающееся движение и своё звукоподражание. Большинство движений крупные, контрастные, с большой амплитудой, что важно для их лёгкого запоминания, воспроизведения и отделения от других. Движения крайне просты, потому что моторные возможности детей с ОВЗ зачастую невелики. Каждое движение или жест легко воспроизвести, а вот со звуками, сопровождающими каждый показ, многим непросто справиться. Стоит помнить, что при играх со звуками речи (даже если звуки произносит только логопед, а ученик слушает), развивается фонематический слух и произносительные возможности.

Нельзя не сказать о приеме «Трафареты», которые помогут обучить наших учеников правильному начертанию букв.

И наконец таблица. Она основана на складовом методе обучения чтению. Развертки кубиков снабжены картинками-ассоциациями, что позволяет ребенку быстро находить необходимую букву.

Но ведь выражение "уметь читать" включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слова в слоги до умения не только прочитать текст, но и осознавать его. Как же научить учащихся осознанно читать и определять уровень понимания прочитанного? Конечно нельзя забывать и о осмысленном чтении, когда мы наблюдаем противоречие между увеличением техники чтения и недостаточным пониманием смысла прочитанного.

Кому нужны тексты с дырками? Зачем надо читать "шиворот-навыворот"? А что это за тексты "с хвостами"? Скажу по секрету: это "хитрость", которая придумана взрослыми для тех детей, кто только начинает читать, и тех, кто уже умеет, но не очень любит это делать. "Дырки" - это пропущенные слова, а "хвосты" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. В текстах "шиворот-навыворот" перепутались отдельные слова, а в текстах с "прятками" - целые предложения. И теперь детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее. Но и это еще не все. Научиться читать из букв слова - только полдела. Гораздо важнее превратить механическое чтение ребенка в осмысленное. И тут на помощь придут дополнительные задания и вопросы для беседы после чтения.

Приведенные упражнения направлены на формирование навыка осознанного чтения и умения устанавливать смысловые связи в тексте у учащихся с ОВЗ. Задания направлены и на формирование лексического строя речи, так как именно эта работа обеспечивает понимание смысла прочитанного. Осознанное чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств успешного обучения детей с проблемами в речевом развитии.

А если уж мы хотим развить технику чтения нельзя не сказать о текстах-лесенках. Задание для всех текстов: «Будем читать тексты-лесенки. Начинай читать, как обычно, но обращай внимание на подчеркнутые концы слов. Затем читай вторую строчку, которая будет такая же, как первая, только чуть длиннее. Потом – третью, четвертую и так далее. После того, как прочитаешь текст, расскажи, о чем он. Потом выполни упражнения к тексту»

На одном занятии можно работать только с одним текстом. Если ребенку тяжело дается и такой объем, то разбейте работу на два занятия. За каждое правильно выполненное упражнение к тексту поощряйте ребенка, например, наклейкой или магнитиком, из которых в дальнейшем получится коллекция. Эти и многие другие упражнения помогают сформировать у детей навыки чтения, столь необходимые им.

Полезные материалы